Санкционная реальность ЕС. Как работают новые акты Совета ЕС об ограничительных мерах

Совет ЕС принял Решение от 07.12.2020 (CFSP) №2020/1999 и Регламент от 07.12.2020 (EU) №2020/1998 (далее – Решение, Регламент), которые устанавливают общий режим действия ограничительных мер, принимаемых в связи с существенными нарушениями прав человека.

Кратко о самих односторонних санкциях ЕС

Это ограничительные меры, принимаемые в одностороннем порядке по решению Совета ЕС при наличии предполагаемого нарушения норм и принципов (стандартов) международного права, в том числе, предусмотренных ст. 21 Договора о ЕС (к примеру, нарушение прав человека. фундаментальных свобод, принципов равенства). 

В ЕС обычно употребляется термин ограничительные меры (restrictive measures). В международном праве существует дискуссия о наличии права государств и союзов, в том числе, ЕС в одностороннем порядке принимать ограничительные меры, вне процедуры, установленной ст. 39-41 Устава ООН, то есть решением Совбеза ООН.

Решение и Регламент объединили в себе предыдущую практику применения односторонних ограничительных мер ЕС и создают основу для последующего единообразного введения санкций. Ранее Совет ЕС в каждом случае принимал отдельные регламенты и решения по каждой стране и случаю, к примеру, в отношении Республики Беларусь сейчас действуют ограничительные меры на основании Регламента от 18.05.2006 (EC) № 765/2006 и Решения от 15.10.2012 №2012/642/CFSP.

Санкционные списки открыты и общедоступны на сайтах, публикующих правовые акты ЕС. Также есть специальный сайт EU Sanctions Map.

Теперь же ограничительные меры будут охватываться Регламентом и Решением, которые предусматривают общие положения об экономических ограничениях; случаях, когда ограничения могут не применяться; категории лиц, в отношении которых применяются ограничительным меры, и ряд иных ограничений. На текущий момент ограничительные списки к Регламенту и Решению пусты, однако предполагается, что новые ограничительные меры будут приниматься путем включения лиц в эти списки.

Что рассматривается в качестве нарушения.

Регламент Совета ЕС распространяются на нарушения прав человека (ст. 2.1 Регламента), в том числе:

  • геноцид;
  • преступления против человечества;
  • существенные нарушения прав человека (пытки и жестокие виды действий; рабство; внесудебные заключения, аресты человека и убийства; исчезновения человека);
  • иные нарушения прав человека, в том числе, торговля людьми; сексуальное и гендерное насилие; нарушение свободы граждан на мирные собрания; нарушение свободы выражения мнений и убеждений.
В адрес кого применяются ограничительные меры.

Регламент и Решение предусматривают, что ограничительные меры применяются к:

  1. физическим лицам и компаниям, прямо совершившим вышеуказанные нарушения;
  2. физическим лицам и компаниям, которые предоставляют финансовую, техническую или материальную поддержку совершению вышеуказанных нарушений или иным образом вовлечены в такие действия, включая планирование, управление, подготовку, облегчение и поощрение таких действий;
  3. физическим лицам и компаниям, которые «связаны» (who are associated with) с лицами первой или второй категории.

Исходя из практики применения экономических санкций ЕС, к первой категории обычно относятся государственные служащие. Бизнесмены и частный бизнес включаются по второму или третьему основанию:

  • по второму основанию, предоставление поддержки означает, в том числе, ремонт, производство, консультирование (техническая поддержка), предоставление денежных средств и ресурсов (финансовая поддержка) – обычное исполнение обязательств в рамках стандартной коммерческой деятельности не является финансовой поддержкой;
  • третье основание наиболее сомнительное, с точки зрения обоснованности, соответствия международному праву, так как отсутствуют четкие критерии «связанности» лица – обычно предполагается, что такое лицо получает выгоду или особые условия, в результате нарушения прав человека и «связанности» с первой и второй категорией подсанкционных лиц. В ЕС существует богатая судебная практика по вопросу оспаривания санкций в связи с недостаточным обоснованием «связанности». 

Следует отметить, что Регламент не указывает порядок применения, так называемых секторальных санкций, то есть ограничений, устанавливаемых на ключевые компании чувствительных для страны отраслей экономики. Такие компании могут быть как государственными, так и частными, и включаются в ограничительные списки при «отсутствии вины» в нарушении прав человека. Предполагается, что секторальные будут приниматься отдельными регламентами, к примеру, в отношении Российской Федерации действует Регламент Совета ЕС от 31.07.2014 №833/2014.

Совет ЕС обязан уведомить лицо, включенное в санкционные списки, с указанием оснований для введения ограничительных мер. Факт уведомления крайне важен для защиты прав лица, в отношении которого введены санкции, так как это влияет на сроки обжалования в Суде ЕС факта включения в санкционный список.

Какие ограничения предусмотрены.

Регламент и Решение акцентируют внимание на экономические ограничения и устанавливают:

  1. Замораживание платежных средств и экономических ресурсов (freezing funds and economic resources), т.е. ограничение подсанкционным лицам по распоряжению активами, в том числе наличными деньгами, акциями, средствами на банковских счетах, движимым и недвижимым имуществом;
  2. Запрет на получение платежных средств и экономических ресурсов (no funds and economic resources shall be made available), в том числе, получение оплаты за товар (услуги, работы); получение оплаченного товара; кредитование, займы;
  3. Запрет на въезд и транзит через территорию ЕС.

Ограничения на платежные средства и экономические ресурсы, принадлежащие подсанкционным лицам в собственности, владении или контролируемые ими (owned, held, controlled). Иные акты ЕС содержат пояснения, в отношении порядка исполнения санкций, а также критерии определения на какие активы распространяются ограничения. 

Регламент также предусматривает перечень исключений, при которых по решению компетентного органа (обычно МИД страны, в которой осуществляется действие) может быть разрешено осуществление действия.

Общие рекомендации REVERA:
  1. Не совершайте действий, которые могут рассматриваться органами ЕС, как нарушение прав человека;
  2. Противодействуйте распространению недостоверной информации, которая может рассматриваться органами ЕС, как основание для введения ограничений в отношении Вас и Ваших компаний;
  3. Отслеживайте состояние публикаций по санкционной тематике, а также принятие решений и регламентов ЕС по указанному вопросу;
  4. Предпринимайте меры по защите своих активов на территории ЕС, в том числе, о получении дебиторской задолженности. Кроме того рассмотрите возможность включения в договоры антисанкционных или санкционных оговорок;
  5. В случае получения информации о включении Вас или Ваших компаний в санкционный список, немедленно проконсультируйтесь с белорусской или европейской юридической фирмой, имеющей опыт в сфере международной торговли – сроки для принятия мер по оспариванию актов Совета ЕС ограничено и составляет 2 месяца;
  6. В случае наличия подозрений о возможном включении Вас или Ваших компаний в санкционный список либо Вас уже включили в санкционный список – проведите подготовительные мероприятия по формированию доказательств, если полагаете, что включение необоснованно. При рассмотрении дела в Европейском суде общей юрисдикции необходимо будет транспарентно показать весь свой бизнес и личные финансовые потоки, подтвержденные экспертными и аудиторскими заключениями авторитетных компаний. Проведение таких процедур занимает длительное время, а как уже указывали выше, срок для обжалования актов ЕС ограничен 2 месяцами.
  7. Продумайте варианты диверсификации и иной географии коммерческой деятельности, с учетом принятых ограничений ЕС, США и других стран (Швейцарии, Великобритании, Канады и т.д.), чтобы весь Ваш бизнес не стал одномоментно «парализованным». Оспаривание санкций ЕС в судебном порядке занимает обычно несколько лет.