Внеплановая проверка контролирующими органами. Памятка для компаний

Настоящая памятка призвана помочь вам при взаимодействии с проверяющими органами. 

Что такое внеплановая проверка?

Внеплановые проверки – это проверки, которые проводятся государственными контролирующими (надзорными) органами без включения их в план выборочных проверок. 

В отличие от выборочных  проверок, о внеплановых проверках проверяемый субъект заранее не уведомляется, в координационный план проверок они не включаются. 

В случае проведения внеплановой проверки вручается предписание на проведение проверки и требование о предоставлении документов к проверке.

Основания для проведения внеплановой проверки

Перечень лиц, которые вправе назначить внеплановую проверку, а также основания для их назначения содержатся в п. 12 Указа № 510.

Среди таких оснований:
  • наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда;
  • использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
  • проведение дополнительной проверки;
  • поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам;
  • необходимость проверки субъектов, в отношении которых составлены заключения, а также иных проверяемых субъектов - при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения;
  • необходимость оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (т.н. внеплановая тематическая оперативная проверка). 

Несмотря на то, что запрещено проводить проверки организаций в течение 2 лет с момента их создания, внеплановая проверка может быть назначена в этот период по основаниям, указанным в п. 8 Указа № 510.

Среди оснований:
  • при наличии у КГК информации, свидетельствующей о совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1000 БВ;
  • в отношении субъектов, по которым ДФР составлены заключения об установлении оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 НК, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), а также иных проверяемых субъектов - при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения;
  • по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;
  • для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судами по находящимся в их производстве делам, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок (далее - дополнительная проверка).

Как проходит внеплановая проверка

Основа правового регулирования проведения внеплановых проверок – Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 от 16.10.2009 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510 и Положение о проверках), а также для налоговых проверок – главы 10 и 12 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). В пункте 23 Указа № 510 указан перечень случаев, когда Указ № 510 не применим при проведении проверки.

Перед началом проверки проверяющий должен предъявить служебное удостоверение и предписание на проведение проверки. Кроме того, проверяющий должен внести сведения о проверке в книгу учета проверок вашей организации.

Предписание на проведение внеплановой проверки должно быть законным и обоснованным, т.е. должно соответствовать требованиям, которые к нему предъявляются законодательством :

  • составлено на фирменном бланке (может быть не на фирменном бланке, но в таком случае наличие печати является обязательным);
  • подписано уполномоченным лицом: руководителем или его уполномоченным заместителем;
  • предписанию должен быть присвоен регистрационный номер и дата.
В предписании должны быть указаны:
  • основание проведения проверки;
  • наименование контролирующего органа, проводящего проверку;
  • наименование проверяемого субъекта;
  • фамилия и инициалы проверяющего, его должность;
  • срок проведения (дата начала и окончания проверки);
  • проверяемый период;
  • исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

Проведение проверки без внесения сведений о проверке в книгу учета проверок либо необоснованное назначение проверки влечет за собой возможность признания проверки незаконной. С соответствующим заявлением вы вправе обратиться в течение 10 дней со дня начала проверки в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему лицу). Отказ вышестоящего органа в признании проверки незаконной может быть обжалован в суде.

Обращаем внимание, что несоблюдение порядка подачи заявления о незаконности проверки сделает невозможным последующее использование данного аргумента при обжаловании результатов проверки.

При проведении проверки проверяющий в пределах, установленных законодательством, самостоятельно определяет методы и способы проведения проверки. Доступ на территорию и в помещения вашей организации может осуществляться при предъявлении проверяющим служебного удостоверения и предписания на проведение проверки.

В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки . 

Периодичность проведения в течение календарного года внеплановых проверок ограничена. Проведение нескольких внеплановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года допускается только по решению Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь. Исключение составляют проверки, назначаемые по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам.

В предусмотренных случаях  при проведении проверки возможно изъятие принадлежащих вашей организации оригиналов документов и иных носителей информации. Такое изъятие допускается лишь в присутствии представителей вашей организации (либо понятых) и на основании постановления контролирующего органа. В случае изъятия документов настоятельно рекомендуем вам составить подробную опись документов, которые вы передаете проверяющим, а также изготовить себе копии изымаемых документов.

Сроки проведения внеплановой проверки

По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней . Этот срок не применяется на случаи проведения:

  • внеплановой тематической оперативной проверки (срок – до 3 рабочих дней);
  • дополнительной проверки (срок – до 10 рабочих дней , кроме проводимой по поручению органа уголовного преследования по возбужденному уголовному делу);
  • проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу (фактически срок не ограничен Положением о проверках).

Проведение внеплановой проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной проверки, может быть продлено или приостановлено по основаниям и на срок, предусмотренные для проведения выборочной проверки.

По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя проведение выборочной проверки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и других).

При наличии обстоятельств, указанных в п. 27 Положения о проверках, проведение выборочной проверки может быть приостановлено  по решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя на срок до 3 месяцев (а в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – до 6 месяцев), с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены).

Подведение итогов проверки и составление акта

В случае выявления проверяющими нарушений в деятельности вашей организации будет составлен акт проверки, а при отсутствии нарушений – справка проверки. 

Законодательством предоставлено право отказаться от подписания акта проверки и письменно изложить мотивы отказа. Такими мотивами могут быть, в частности, нарушения правил проведения проверки. Вместе с тем отказ от подписания акта проверки юридических последствий не влечет (не свидетельствует о несогласии с отраженными в акте нарушениями, не влечет административной ответственности).

При наличии возражений в отношении результатов проведенной проверки перед подписанием акта проверки должностному лицу вашей организации необходимо сделать запись в акте проверки о наличии возражений по типу «С возражениями, ФИО, подпись». 

В такой ситуации ваша организация сможет в течение 15 рабочих дней направить в контролирующий орган мотивированные возражения на акт проверки. Контролирующий орган будет обязан в течение 15 рабочих дней составить письменное заключение по возражениям. Возражения можно подавать как в отношении всего акта проверки, так и в отношении какой-либо его части. 

Отмечаем, что в случае, если проверяемая организация не направит возражения, то контролирующий орган вынесет решение по акту проверки в течение 30 рабочих дней со дня вручения акта проверки. В случае подачи возражений – в течение 30 рабочих дней со дня вручения заключения по возражениям. 

Подача возражений не только сделает возможной корректировку акта проверки, но и позволит «отсрочить» на срок до одного месяца потенциальные неблагоприятные последствия проверки.

Решение по акту проверки может быть обжаловано, причем как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в экономический суд. Жалобу в суд можно подать в течение одного года со дня вынесения решения. Жалобу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) можно подать в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения. 

В случае возникновения каких-либо вопросов о ходе проверки, а также о других аспектах ее проведения, адвокаты REVERA окажут вам необходимую правовую помощь.