Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг и БАДов по новым правилам

07 января 2021 г. опубликован Закон Республики Беларусь от 04.01.2021 № 82-З «Об изменении законов по вопросам рекламы». Указанным нормативным-правовым актом внесены изменения как в общие требования к рекламе, так и в специальные требования к рекламе лекарственных препаратов, медицинских услуг и биологически активных добавок к пище (далее – БАДы), которые вступают в силу с 08 июля 2021 г.

Общие требования к рекламе, относимые к рекламе лекарственных препаратов
  1. Исключено требование, что размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами. Фактически это означает возможность привлечении иностранных граждан и организаций к изготовлению рекламных материалов в отношении товаров, производимых в Беларуси.
  2. Введено требование, что скорость озвучивания предупредительной и иной обязательной к размещению в рекламе информации не должна создавать препятствия для восприятия данной информации.
  3. Скорректирован перечень информации, в отношении которой установлены требования к шрифту. Шрифт не менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе, должен использоваться для следующей уточняющей информации:
  • о цене объекта рекламирования;
  • о скидках;
  • о наличии объекта рекламирования на рынке;
  • о возможности приобретения объекта рекламирования в указанных в рекламе количестве и месте;
  • об основаниях использования в рекламе слов «номер один», «первый» и иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами.
Специальные требования к рекламе лекпрепаратов и медуслуг

1. Уточнен перечень случаев, когда при рекламе лекпрепаратов и медуслуг не требуется получение согласования Министерства здравоохранения. Так, среди прочего, соответствующее согласование не требует следующая реклама лекпрепаратов и медуслуг:

  • наружная реклама;
  • реклама на транспортном средстве;
  • размещение (распространение) которой осуществляется в местах осуществления медицинской деятельности либо в сети Интернет на сайтах организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, производителей лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
  • содержащую исключительно торговые наименования и (или) международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, их цену, наименования, место нахождения или место жительства, контактные данные их производителей, продавцов, в том числе поставщиков, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки и (или) знаки обслуживания, используемые для обозначения этих лекарственных препаратов, изображение лекарственных препаратов и (или) их потребительской упаковки.

2. Регламентировано, что запрещается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (абортам).

3.  Установлено, что наружная реклама и реклама на транспортном средстве лекпрепаратов и медуслуг может не содержать информацию о том, что данная информация носит рекламный характер.

4. Скорректировано требование, в соответствии с которым реклама лекпрепаратов должна содержать рекомендацию о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) листком-вкладышем лекарственного препарата и (или) консультации с врачом.

5.  Уточнен перечень информации, которая не должна содержаться в рекламе лекпрепаратов и медуслуг. Так, среди прочего, реклама лекпрепаратов и медуслуг не должна содержать:

  • информации о побочных реакциях объекта рекламирования, которая не соответствует информации, содержащейся в инструкции по медицинскому применению и (или) листке-вкладыше лекпрепарата;
  • утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением;
  • сравнения с иными лекпрепаратами и медуслугами;
  • информации о проведении доклинических (неклинических) исследований и клинических исследований (испытаний) и их результатах.

6.  Установлено, что реклама лекпрепаратов может содержать информацию о скидках. По общему правилу при рекламе лекпрепаратов не допускается применение указаний на возможность использования любых форм материального поощрения, в случае приобретения объекта рекламирования. Новая редакция Закона о рекламе выводит информацию о скидках из сферы действия указанной нормы.

Специальные требования к рекламе БАДов

1. Предусмотрено, что при наружной рекламе БАДов, а также при рекламе БАДов на транспортных средствах не требуется получение согласования Министерства здравоохранения. Ранее согласование Минздрава требовалось вне зависимости от вида рекламы.
2.   Реклама БАДов может содержать информацию о скидках. Так, с 08 июля 2021 г. информация о скидках, как и в случае рекламы лексредств, выводится из сферы действия указанной нормы.
3.  Введено требование, что реклама БАДов не должна содержать информации о проведении клинических или иных исследований (испытаний) и их результатах.