КоАП-2021: Изменения в административной ответственности за правонарушения против порядка налогообложения

Вчера, 1 марта, вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Новая редакция документа содержит в том числе изменения в сфере ответственности за нарушения налогового законодательства. Административная ответственность за нарушения против порядка налогообложения определяется теперь главой 14 (ранее – глава 13) Кодекса. В обзоре изменений номера статей старой редакции КоАП указаны в скобках. Разбираемся, что важно помнить бизнесу. 

Исключение составов административных правонарушений из КоАП

В новой редакции КоАП упразднена ответственность за следующие нарушения налогового законодательства: 

  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.1. старого КоАП). При этом за деятельность без постановки на такой учет ответственность сохранена в ст. 14.1. КоАП.
  • Отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки (ст. 13.13. старого КоАП).
Изменения в части ответственности за отдельные правонарушения

1. Изменены размеры штрафов за совершение отдельных правонарушений

  • За осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе (ст. 14.1. (13.2.) КоАП) юрлицу придется заплатить 10% (ранее – 20%) от суммы доходов, полученных в результате такой деятельности.
  • За отсутствие у налогового агента учета выплаченных плательщику доходов, либо неотражение / неполное отражение в учете данных доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (ч. 1 ст. 14.3. (ч. 1. ст. 13.5.) КоАП) наступает ответственность в виде штрафа на ИП - от 2 до 25 б.в. (ранее – от 2 до 50 б.в.), а на юрлицо - от 5 до 50 б.в. (ранее – от 5 до 100 б.в.).

  • За непредставление в установленный срок сведений, которые необходимо представлять для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 14.6. (ч. 1 ст. 13.8.) КоАП) теперь установлен штраф на должностное лицо юрлица или на ИП в размере до 20 б.в. (ранее был установлен нижний предел – 2 б.в.).

2. Предупреждение теперь не является административным взысканием
Теперь оно исключено в том числе из санкций статей главы 14 КоАП. Согласно новому КоАП предупреждение применятся в качестве профилактической меры воздействия на нарушителя.

3. Отсутствует специальная ответственность для ИП по отдельным составам правонарушений
По новым правилам ИП будет нести ответственность в соответствии с санкцией для физлица.
Изменения в части оснований для привлечения к ответственности 

Увеличен нижний порог суммы неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, с которой наступает ответственность по ч. 9 ст. 14.4 (ч. 9 ст. 13.6.) КоАП. Теперь нарушением считается неуплата или неполная уплата таких платежей на сумму более 40 б.в (ранее – более 10 б.в.).

Изменения оснований неприменения ответственности

1. В отношении всех налоговых правонарушений
Примечание к Главе 14 КоАП дополнено условием, согласно которому правонарушением не считается нарушение налогового законодательства, допущенное вследствие исполнения разъяснений уполномоченных гос. органов по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных в письменной или электронной форме.

2. Для иностранных организаций
В новом КоАП введены основания для неприменения ответственности к иностранной организации в случае оказания услуг в электронной форме физлицам (в т.ч. ИП) в Республике Беларусь: 

  • Не является административным правонарушением непредставление в установленный срок в налоговый орган иностранной организацией налоговой декларации по НДС по оказанию данных услуг, если просрочка представления составила не более 30 рабочих дней (прим. к ст. 14.2. КоАП).
  • Ответственность не применяется, если иностранная организация допустит неуплату (неполную уплату) НДС при оказании таких услуг также с просрочкой не более 30 рабочих дней (прим. 7 к ст. 14.4. КоАП).

3. При неуплате / не удержании налога
Доработаны случаи, когда неуплата (неполна уплата) налогов, сборов (пошлин), а также не удержание и (или) не перечисление суммы налога, сбора (пошлины) не признаются административным правонарушением (прим. к ст. 14.4. (13.6.) и 14.5. (13.7.) КоАП):

  • Неуплата налога теперь не будет признаваться административным правонарушением, если такая неуплата допущена по причине отсутствия денежных средств не только на текущих (расчетных) счетах, но и в электронных кошельках плательщика (электронных денег) при условии, что плательщик своевременно направит в банк платежные инструкции на исполнение налогового обязательства в полном объеме без последующего отзыва.
  • Введено условие о том, когда акт камеральной проверки не составляется, внесение корректировок в декларацию, уплата (удержание и перечисление) налогов должны быть произведены до начала ведения административного процесса.
  • В прим. к ст. 14.4. (13.6.) КоАП скорректировано условие о неприменении ответственности при представлении измененной либо дополненной налоговой декларации до начала проверки на основании информации от Департамента финансовых расследований КГК.

4. При непредставлении необходимых документов
За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений (прим к ст. 14.6. (13.8.) КоАП) теперь не наказывают:

  • Если просрочка представления составила не более одного рабочего дня при любой длительности установленного срока (ранее срок должен был превышать 2 рабочих или календарных дня).
  • При выставлении (направлении) электронной счет-фактуры позже установленного срока, но до подачи декларации по НДС за соответствующий отчетный период.