5 Legal Tech трендов, которые изменят юридические департаменты
Исследовательская и консалтинговая компания Gartner, специализирующаяся на рынках информационных технологий, спрогнозировала 5 ключевых Legal Tech трендов на ближайшие несколько лет. Анонсированные Gartner Legal Tech тренды призваны продемонстрировать руководителям юридических департаментов и собственникам:
- в автоматизацию каких юридических процессов стоит инвестировать, чтобы извлечь максимальную пользу для бизнеса;
- как планировать свои бюджеты на ближайшие годы;
- каких подводных камней можно ждать в процессе автоматизации.
Как справедливо отмечает Зак Хатто, директор и советник Gartner, юридические департаменты ранее не были лидерами модернизации, цифровизации и автоматизации. Однако, пандемия COVID-19 привела к урезанию расходов на персонал и одновременному увеличению нагрузки на юристов, поэтому внедрение технологий - это самое очевидное решение для юридических департаментов в обозримом будущем.
Рассмотрим, каких изменений ожидать в ближайшие годы опираясь на прогноз Gartner.
Тренд №1: К 2025 году юридические департаменты увеличат расходы на Legal Tech в три раза.
Согласно опросу лидеров юридического рынка, проведенному Gartner в 2020 году, доля в бюджетах юридических департаментов на Legal Tech резко увеличится к 2025 году несмотря на потрясение рынка (после пандемии).
Зак Хатто отмечает, что пандемия COVID-19 еще больше увеличила нагрузку на и без того немногочисленные юридические департаменты. Успешный опыт инвестирования в технологии для бухгалтерских, финансовых служб подталкивает бизнес к внедрению технологий для обслуживания текущих юридических процессов, чтобы обеспечить прежний уровень эффективности текущими ресурсами. Это означает, что юридические департаменты должны пересмотреть, оптимизировать свои бизнес процессы и автоматизировать их в той части, где это приведет к увеличению производительности и позволит бизнесу разумнее распределять ресурсы.
Примерами решений, автоматизирующих процессы юридического департамента и позволяющими их эффективно выстраивать и управлять, являются Case.one от Pravo.tech и Jeffit. Юридический service desk Legal Desk от Pravo.tech, работающий в связке с системой управления юридическими процессами Case.one, конструктором юридических чат-ботов Form.one, конструктором шаблонов документов Doc.one позволяет эффективно наладить работу с задачами от внутреннего клиента, а также делегировать ряд однотипных процессов и вопросов технологиям (с помощью чат-ботов и конструкторов шаблонов документов).
Тренд №2: К 2024 году юридические департаменты заменят 20% юристов сотрудниками без юридической квалификации.
Необходимость оставаться эффективными в условиях возрастающих нагрузок не увеличивая, при этом штат, подтолкнула многие юридические департаменты к тому, чтобы максимально эффективно использовать время и опыт юристов. Что предполагает, в том числе, делегирование работы с типовыми задачами и документами не юристам.
В ближайшие несколько лет юридические департаменты будут более активно применять подход, который рассматривает юридическую функцию не в качестве обслуживающей основные бизнес-процессы, а как “бизнес в бизнесе”. Это означает, что при принятии решений о том, какими ресурсами будут решаться те или иные бизнес-задачи, учитывается стоимость этого “проекта” для бизнеса. В том числе в зависимости от того, кто привлекается к решению этих задач: корпоративные юристы, юридические фирмы или сотрудники без юридической квалификации.
Примером Legal Tech решений, который позволяют делегировать функции по работе с типовыми документами не юристам без рисков для бизнеса, является конструктор шаблонов документов. Это решение позволяет на базе настройки смарт-шаблонов из типовых документов компании единожды выполнить всю юридическую функцию по созданию, согласованию и шаблонов и гарантировать, что все создаваемые из шаблонов документы будут правильными. Примером такого конструктора документов является Doc.one от Pravo.tech, который позволяет настроить смарт-шаблоны для любых типовых документов: от доверенностей, договоров, до кадровых документов.
Тренд №3: К 2024 году юридические департаменты автоматизируют 50% юридической работы по крупным корпоративным сделкам.
В опросе, проведенном Gartner в 2019 году, участвовавшие юридические департаменты сообщили, что до 55% их работы над корпоративными транзакциями можно автоматизировать.
M&A сделки предполагают поиск и анализ большого количества документов и данных. Использование технологий машинного обучения помогает облегчить работу с большим массивом несистематизированных данных. Примерами существующих на рынке Legal Tech решений, используемых при сопровождении M&A сделок, являются, например, Luminance, eBrevia, Kira.
Тренд № 4: К 2025 году юридические департаменты получат только 30% потенциальной выгоды от инвестиций в управление жизненным циклом контрактов.
Автоматизация процессов юридических департаментов имеет свои подводные камни.
Тот факт, что какой-то процесс можно автоматизировать, не означает, что это приведет к реальным результатам. Целью любой автоматизации является повышение эффективности и сокращение расходов. В обратном случае, это превращается в автоматизацию ради автоматизации.
Частой ошибкой юридических департаментов является слепое следование разработанным “дорожным картам” по автоматизации без учета текущих потребностей бизнеса, конечных пользователей, готовности своих бизнес процессов и экономической оценки эффективности от внедрения тех или иных Legal Tech решений.
Еще одной распространенной проблемой является формирование завышенных ожиданий в отношении результатов от внедрения того или иного Legal Tech решения, а также сроков его окупаемости для бизнеса.
Чтобы получить максимальную выгоду от внедрения Legal Tech решений, юридические департаменты должны отдавать предпочтение продуктам, соответствующим зрелости их бизнес-процессов, а не практиковать подход «большого взрыва».
Тренд № 5: к 2025 году до 25% расходов на корпоративные юридические программы будет приходится на долю неспециализированных вендоров.
Gartner прогнозирует, что в будущем Legal Tech вендоры могут создавать Legal Tech решения на базе крупный платформ от Microsoft, SAP и т.д., что может быть более привлекательным для крупных компаний, использующих такие решения и упростить интеграцию.