Результаты исследования рынка LegalTech в Беларуси

Публикуем результаты исследования по автоматизации функционала юридических служб в Беларуси, которое команда REVERA провела совместно с Образовательным центром «Профессиональный интерес». Целью нашего исследования было понять, насколько юристы белорусских компаний владеют информацией о том, что такое автоматизация юридических процессов, а также в какой степени они применяют эти инструменты в своей работе.

В этом материале отметим наиболее интересные, на наш взгляд, моменты, а полную презентацию с результатами оставляем ниже.

В исследовании приняло участие более 150 компаний-респондентов из различных сфер бизнеса, с разной численностью юристов в штате. У 39% ответивших компаний в штате всего 1 юрист, а в 36% компаний  до трёх человек. При этом 10% опрошенных в совокупности представляют те компании, у которых до 10, до 15 и более юристов в штате. 

Что понимается под автоматизацией?

На шестом месте по количеству ответов те, кто указал, что в их компаниях ничего не автоматизировано (слайд № 5). При этом, абсолютное большинство респондентов отметили, что в их компаниях автоматизированы такие процессы, как, например, договорная работа, трудовые отношения, претензионно-исковая работа, доверенности. На первый взгляд, результат неплохой. Но, как говориться, есть нюанс. 

Подавляющее большинство подразумевает под инструментами автоматизации справочно-правовые системы или пакет MS Office/Google Docs (слайд 6). При этом, отдельные решения для автоматизации юридических процессов использует только 13 опрошенных, а лишь у 11 респондентов юридический блок доработан на базе единого программного обеспечения компании.

С учетом этого представляется, что, по мнению опрошенных юристов, такие процессы, как договорная работа, доверенности, трудовые отношения можно считать автоматизированными, если в работе используются уже хотя бы справочно-правовые системы и MS Office/Google Docs.

Что и насколько хорошо автоматизировано?

50% опрошенных не удовлетворены уровнем автоматизации в компаниях и считают, что еще много над чем нужно работать (слайд 8). 14% не удовлетворены полностью, частично удовлетворены 25% и только 11% считают уровень автоматизации своей работы в компании полностью удовлетворительным (о них чуть ниже).

Самыми популярными решениями для автоматизации помимо собственных разработок компаний являются: 

  • 1С (Бухгалтерия, Предприятие, Документооборот)
  • Битрикс 24
  • Галактика

а также отмечались 4logist, Directum, SMBusiness, Дело-Веб.

На вопрос: «Что бы вы хотели автоматизировать?» наиболее популярными ответами были (слайд 10):

  • База знаний
  • Корпоративные документы
  • Проверка контрагентов
  • Однотипные консультации сотрудников предприятия

Больше всего «болят» и «просятся» автоматизироваться следующие процессы (слайд 9):

  • договорная работа
  • согласование документов
  • трудовые отношения
  • база знаний
  • делопроизводство
  • постановка и контроль задач, отслеживание сроков
  • взаимодействие между подразделениями
  • разработка и согласование ЛНПА
  • более широкое использование ЭЦП
  • доверенности

22 респондента не считают необходимым автоматизировать ничего и считают, что у них все хорошо (о них тоже чуть ниже).

Что мешает автоматизации?

Среди основных препятствий к внедрению LegalTech-решений в юридических процессах были названы (слайд 11):

  • стоимость
  • непонимание эффективности от внедрения таких решений
  • необходимость интеграции с другими системами для полноценной работы
  • отсутствие решений, которые могут удовлетворить сразу все потребности,
  • к сожалению, встречались такие доводы, как «Да я Консультант + ставлю за свой счет и обновляю раз в 1,5-2 года», 

ну и лидер среди ответов на этот вопрос: «А что такое LegalTech? Не слышали о таком»

Здесь самое время вспомнить о тех самых 11%, которые считают свой уровень автоматизации удовлетворительным и 22 респондентах, которые не планируют автоматизировать ничего. С учетом того, что больше половины никогда не слышали о LegalTech-решениях, эти данные следует интерпретировать не как высокий уровень автоматизации и отсутствие такой текущей потребности, а как незнание того, что что-то вообще можно автоматизировать.

Среди прочих препятствий на пути к автоматизации также отмечались: 

  • дефицит времени и бюджета
  • наличие более высокого приоритета других задач
  • убеждение, что вся работа юриста требует личного участия и автоматизация неприемлема
  • препятствия со стороны руководства компании
Так что же такое Legal Tech? 

LegalTech  – это различные платформы, программы, программные продукты и инструменты, специально разработанные для упрощения и оптимизации процессов, составляющих профессиональную деятельность юристов.

Сейчас на рынке LegalTech есть большое количество решений с совершенно адекватной для белорусского рынка ценой, внедрять которые всегда выгоднее и быстрее, чем нанимать дополнительных сотрудников для работы с растущей нагрузкой.

Помните закон Парето? Применив его к процессам юридического департамента, становится понятно, что 80% рутины, с которой имеют дело юристы, приносит лишь 20% результатов. 

Автоматизация юридических процессов – это внедрение и использование юристами как LegalTech-решений, так и программных продуктов разработанных для иных целей, но подходящих также под автоматизацию и юридических процессов.

Для чего нужно внедрять LegalTech-решения? Что это дает юристу и зачем это бизнесу, а также почему LegalTech – это про экономию, мы подробно расскажем в следующей публикации.