Секторальные санкции Европейского союза в отношении Беларуси

Не успели новости о расширении санкционного списка 21.06.2021 скрыться за краем новостной ленты, как в четверг, 24.06.2021, Европейский союз ввел секторальные санкции в отношении Беларуси. 

Напомним, что ранее санкции в отношении Беларуси носили характер блокирующих, то есть запрещали хозяйственные операции в отношении конкретных подсанкционных лиц, а также компаний, которыми они владеют или которые контролируют. Секторальные санкции предусматривают ограничения в отношении отдельных секторов экономики. 

Секторальные санкции ЕС введены Регламентом от 24 июня 2021 года №2021/1030, который вносит изменения в статьи 1, 1а, 1b Регламента от 18 мая 2006 года №765/2006 об ограничительных мерах в отношении Беларуси (далее – Регламент №765/2006), а также дополняет статьями 1c, 1d, 1e, 1f, 1g, 1h, 1i, 1j, 1k, 1l, 1m, 1n и приложениями.

Секторальные санкции ЕС в отношении Беларуси, в соответствии с новым Регламентом, можно систематизировать следующим образом.

Товары и технологии двойного назначения (dual use goods and technology) – ст. 1c-1f Регламента №765/2006. 

1. Оборудование, технологии и программное обеспечение для мониторинга и перехвата интернет и телефонных коммуникаций

Запрещается продажа, поставка, трансфер или экспорт прямо или косвенно оборудования, технологии и программного обеспечения, перечисленного в приложении №4, как европейского, так и иного происхождения, в адрес белорусских физических и юридических лиц, либо для использования в Беларуси. 

Кроме того, запрещается:

  • предоставление технической поддержки или посреднических услуг в отношении объектов, перечисленных в приложении №4, в том числе по их установке, производству, технической поддержке, обновлению и т.д.;
  • предоставление финансирования или финансовой поддержки в отношении объектов, перечисленных в приложении №4;
  • предоставление услуг мониторинг и перехват интернет и телефонных коммуникаций правительству Республики Беларусь, государственным органам и организациям, а также лицам, действующим в их интересах.

Приложение №4 содержит конкретный перечень оборудования, направленного на мониторинг и перехват интернет и телефонных коммуникаций, а также распространяется на технологии и программное обеспечение, связанное с таким оборудованием.

2. Товары и технологии двойного назначения для военных целей.

Запрещается продажа, поставка, трансфер или экспорт прямо или косвенно товаров и технологии двойного назначения, как европейского, так и иного происхождения, в адрес военного конечного потребителя или для военных нужд.

Содержание понятия товаров и технологии двойного назначения содержится в отдельном Регламенте от 05.05.2009 №428/2009 и в приложении №1 к нему. Под товарами двойного назначения понимаются такие товары, которые могут использоваться как для гражданских, так и для военных нужд. Экспорт таких товаров за пределы ЕС требует разрешения компетентных органов ЕС, перечень которых предусмотрен вышеуказанным Регламентом. При получении разрешения экспортеры обязаны раскрыть всю информацию о конечном потребителе, стране назначения и конечном применении товара. 

Вместе с тем, компетентные органы стран ЕС (обычно МИД) могут, но не обязаны, разрешить проведение операции по контракту, который заключен до 25.06.2021.

3. Запрещается продажа, поставка, трансфер или экспорт прямо или косвенно товаров и технологии двойного назначения, как европейского, так и иного происхождения, в адрес лиц, указанных в приложении №5. В настоящее время в приложении №5 не указана ни одна организация. 

Товары для производства табачных изделий – ст. 1g Регламента №765/2006.

Запрещается продажа, поставка, трансфер или экспорт товаров, перечисленных в приложении №6, как европейского, так и иного происхождения, в адрес белорусских физических и юридических лиц, либо для использования в Беларуси. 

Приложение №6 содержит 4 товарные позиции: фильтры, сигаретная бумага, ароматизаторы для табака, машины для жилкования или резки табачного листа.

Ограничение не применяется к исполнению контрактов, заключенных до 25.06.2021. Обращаем внимание, на разницу в формулировках: если в отношении товаров двойного назначения требуется разрешение компетентного органа ЕС, то в отношении товаров для производства табачных продуктов такого требования нет.

Нефтепродукты – ст. 1h Регламента №765/2006.

Ограничения в отношении нефтепродуктов существенно шире. Запрещается: 

  • импорт нефтепродуктов белорусского происхождения либо экспортированных из Беларуси;
  • покупка нефтепродуктов, находящихся в Беларуси или белорусского происхождения;
  • транспортировка нефтепродуктов белорусского происхождения или экспортированных из Беларуси в любую другую страну;
  • предоставление прямо или косвенно технической поддержки, посреднических услуг, финансирования или финансовой поддержки, в том числе страхование, для целей, перечисленных выше.

Перечень нефтепродуктов, на которые распространяются ограничения, перечислен в приложении №7 и включает в себя позиции по кодам ТН ВЭД 2710, 2711, 2712, 2713, 2715. Следует отметить, что список не касается позиций 2709 (сырая нефть) и 2714 (битум и асфальт).

Вместе с тем, запреты не применяется к исполнению контрактов, заключенных до 25.06.2021, а также при покупках нефтепродуктов для удовлетворения основных потребностей покупателя в Беларуси или гуманитарных проектов в Беларуси.

Калий – ст. 1i Регламента №765/2006.

Запрещается импорт, покупка или трансфер из Беларуси товаров, перечисленных в приложении №8, как белорусского, так и иного происхождения. Приложение №8 содержит 5 товарных позиций по калию, химическим и минеральным удобрениям. Ограничение не применяется к исполнению контрактов, заключенных до 25.06.2021.

Финансовый рынок  и страхование – ст. 1j-1l, 1n Регламента №765/2006

Запрещается прямо или косвенно покупать, продавать, предоставлять инвестиционные услуги или иным образом заниматься обращающимися ценными бумагами и инструментами рынка краткосрочных капиталов со сроком погашения более 90 дней, выпущенных после 29.06.2021:

  • Республикой Беларусь, правительством, его государственными органами и организациями; 
  • тремя банками, перечисленными в приложении №9; 
  • нерезидентами ЕС, в которых упомянутые банки владеют 50% доли (акций), а также лицами, действующими в их интересах.

Также запрещается прямо или косвенно предоставлять новые займы или кредиты Республике Беларусь и вышеперечисленным организациям со сроком погашения более 90 дней после 29.06.2021. Вместе с тем, ст. 1k предусматривает ряд исключений из ограничения, а также допускает возможность получения разрешения компетентного органа ЕС на осуществление операции.

Кроме того, запрещается страховать и перестраховывать правительство Республики Беларусь, его государственные органы и организации, а также лиц, действующих в их интересах.

Запрет на участие в обходе санкций – ст. 1m Регламента №765/2006

Запрещается умышленное участие в действиях, прямо или косвенно направленных на обход ограничений в отношении товаров двойного назначения для военных нужд и лиц, указанных в приложении №5; товаров для производства табачных изделий; нефтепродуктов; калия; финансового рынка и страхования.

Естественно, это не означает, что в остальных случаях европейские компании и граждане ЕС могут помогать обходить санкции ЕС. Полагаем, что в отношении таких действий может быть предусмотрена повышенная ответственность. Следует отметить, что ст. 1m Регламента №765/2006 не представляет собой вторичные санкции и не применяется к нерезидентам ЕС. Напомним, что Регламент 765/2006 распространяется только на территорию ЕС; европейские компании; граждан ЕС, вне зависимости от места их нахождения; морские и воздушные суда под юрисдикцией ЕС и в отношении осуществления бизнеса на территории ЕС.

Подробнее о санкциях