Обзор основных изменений валютного законодательства с 9 июля 2021 года

9 июля 2021 года вступило в силу новое законодательство о валютном регулировании и валютном контроле. Рассмотрим основные изменения.


(1)    Изменения в формах контроля валютных операций физических лиц: разрешительный порядок заменяется самостоятельной регистрацией договора

До 9 июля физическим лицам – валютным резидентам требовалось разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение расчетов по некоторым операциям (операции, связанные с движением капитала – приобретение иностранной недвижимости, учреждение компании за рубежом, покупка ценных бумаг иностранных компаний через брокера и др.). Для получения разрешения необходимо было подготовить пакет документов и представить письменное ходатайство с указанием экономического обоснования необходимости проведения испрашиваемой операции, а также оценку эффективности инвестирования валютных ценностей. Разрешение должно было быть получено до проведения расчетов по валютной операции, выдавалось в течение 15 дней, и при его отсутствии белорусский банк был вправе отказать в проведении платежа. При отказе в выдаче разрешения операция не могла быть проведена, а за проведение операции без разрешения была установлена ответственность от 50 до 100 базовых величин (от 1450 до 2900 белорусских рублей).

С 9 июля разрешение на такие операции более не требуется. Но при этом договоры (иные документы), оформляющие проведение этих и некоторых иных операций (в том числе по экспорту/импорту товаров, работ, услуг – полный перечень достаточно широкий) физическим лицам необходимо самостоятельно регистрировать на веб-портале Национального банка (https://rvd.nbrb.by/nbrbResidentUi/#/), если сумма денежных обязательств по такому договору (документу) превышает 2000 б.в. (58 000 белорусских рублей = около 23 200 долларов США). Регистрация осуществляется день в день, в её проведении не могут отказать. Более подробно о регистрации договоров читайте в этой статье "Основные вопросы регистрации валютных договоров с 9 июля 2021 года".

(2)    Изменения в формах контроля валютных операций компаний и индивидуальных предпринимателей: регистрация договора в банке заменяется самостоятельной регистрацией договора

До 9 июля компаниям и индивидуальным предпринимателям – валютным резидентам требовалось регистрировать в обслуживающем банке некоторые валютные операции (операции, связанные с движением капитала – приобретение иностранной недвижимости, учреждение компании за рубежом, покупка ценных бумаг иностранных компаний через брокера и др.) при проведении расчетов по ним. Для регистрации компания (ИП) направляли в банк необходимую информацию через систему дистанционного банковского обслуживания (СДБО), банк регистрировал операцию и присваивал ей регистрационный номер. С 9 июля регистрация в банке заменяется самостоятельной регистрацией договора (иного документа), оформляющего проведение этих и некоторых иных операций (в том числе по экспорту/импорту товаров, работ, услуг – полный перечень достаточно широкий) компаниям и ИП необходимо самостоятельно регистрировать веб-портале Национального банка (https://rvd.nbrb.by/nbrbResidentUi/#/), если сумма денежных обязательств по такому договору (документу) превышает 4000 б.в. (116 000 белорусских рублей = около 56 400 долларов США). Более подробно о регистрации договоров читайте в этой статье "Основные вопросы регистрации валютных договоров с 9 июля 2021 года".

(3)    Изменения для граждан Беларуси, постоянно проживающих за границей

До 9 июля граждане Беларуси, которые выехали на постоянное проживание за границу, по-прежнему считались валютными резидентами Республики Беларусь, что налагало на них определенные обязательства, предъявляемые ко всем резидентам. Так, такие граждане не могли между собой и с другими резидентными компаниями (ИП) провести расчеты в иностранной валюте. А те граждане, которые проживали за границей менее одного года, должны были по-прежнему получать разрешение в Национальном банке на проведение некоторых валютных операций (приобретение иностранной недвижимости, учреждение компании за рубежом, покупка ценных бумаг иностранных компаний через брокера и др.). 
С 9 июля введено новое правило и установлено, что граждане Беларуси, которые (1) имеют документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве и при этом (2) фактически находятся на территории Республики Беларусь 183 дня и менее в календарном году в совокупности признаются валютными нерезидентами.

По разъяснениям Национального банка и исходя из сложившегося ранее подхода на практике, в качестве подтверждающих документов могут быть использованы в том числе:

  • паспорт гражданина Беларуси для постоянного проживания за пределами страны (паспорт серии PP)
  • документ, подтверждающий постановку на консульский учет
  • вид на жительство в иностранном государстве;

Для граждан Беларуси, являющихся нерезидентами, обязательства по валютному законодательству с 9 июля 2021 существуют только в случае совершения ими валютных операций через белорусские банки или иные институции, а также при использовании валютных ценностей на территории Беларуси. В частности, гражданам-нерезидентам не требуется регистрировать в Беларуси договоры с иными нерезидентами.

(4)    Указание в договоре с нерезидентом срока исполнения нерезидентом денежных обязательств

Резиденты обязаны предусмотреть в договоре с нерезидентом срок исполнения обязательств нерезидентами:

  • по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг;
  • по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты (в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг).

Это требование распространяется в том числе на публичные договоры (оферты), на основании которых работает резидент. Формально требование распространяется также и на документы международных площадок (таких как Google, App Store – политики, пользовательские соглашения и иные документы), на основании которых резидент приобретает их услуги, но данные документы резидент изменить не может и внести в них требуемый срок при его отсутствии. Как быть с этим вопросом, пока остается неясным. При этом ответственность за невключение в договор условия о данном сроке в законодательстве отсутствует.

(5)    Изменения компаниями и ИП в использовании иностранных счетов 

До 9 июля белорусским компаниям и ИП (кроме резидентов ПВТ) на открытие счета в иностранном кредитно-финансовом учреждении и проведение операций по нему требовалось разрешение Национального банка. В разрешении указывались операции, которые можно было проводить по иностранному счету (как правило, перечень операций был небольшой и закрытый). На практике в последнее время Национальный банк отказывал в выдаче данных разрешений.

С 9 июля компании и ИП (кроме резидентов ПВТ) могут свободно, без необходимости получения разрешения Национального банка, открывать иностранные счета и проводить по ним практически любые операции, в том числе получать на иностранные счета выручку от экспорта с учетом необходимости её репатриации в Беларусь (см. ниже).

(6)    Репатриация компаниями выручки с иностранных счетов 

Одновременно с послаблением в открытии иностранных счетов регулятор ввел правило о том, что белорусские рубли и иностранная валюта, полученные компаниями и ИП на счета, открытые в иностранных банках, должны быть переведены на счета этих компаний и ИП, открытые в банках Республики Беларусь, в течение 5 рабочих дней с даты их получения.

Репатриации подлежат средства, полученные компанией при экспорте, а также предоплата, направленная компанией нерезиденту при импорте при невыполнении нерезидентом обязанностей по договору.

Допускается не репатриировать с иностранных счетов денежные средства в сумме налогов, подлежащих уплате в иностранном государстве, некоторых банковских и страховых комиссий, расходов на содержание иностранного филиала/представительства, расходов в связи с выполнением работ/оказанием услуг за границей и некоторых иных затрат.

При этом дальнейшее распоряжение денежными средствами, репатриированными на белорусские счета (в том числе перечисление данных средств с белорусских счетов на иностранные счета) остается на усмотрение резидента.

(7)    Введение валютных ограничений

В последние 15-20 лет в Беларуси действовали различные валютные требования и ограничения: обязательная продажа валютной выручки, поступление выручки из-за границы на белорусские счета в полном объёме, целевое приобретение валюты на внутреннем валютном рынке, налог на приобретение валюты и др. 

Установление таких мер связано с национальной экономической безопасностью. При этом в последние несколько лет тенденция валютного регулирования и валютного контроля была нацелена на либерализацию – это значит, что ограничений и запретов снимали больше, чем устанавливали.

С 9 июля предусматривается право Национального банка совместно с Советом Министров устанавливать валютные ограничения различного характера, к которым, в частности, относится требование обязательной продажи полученной компаниями-резидентами иностранной валюты.

Полный перечень валютных ограничений, которые может ввести регулятор с 9 июля: 

  • запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций;
  • установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
  • требование получения специальных разрешений Национального банка на проведение валютных операций;
  • требование обязательной продажи полученной юридическими лицами - резидентами иностранной валюты;
  • ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.

Валютные ограничения могут быть введены только в случае угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики.

К угрозам закон относит:

  • возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер, направленных на ослабление или отмену валютных ограничений, может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в Республике Беларусь либо нанести ущерб интересам безопасности Республики Беларусь и препятствовать поддержанию общественного порядка;
  • негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов Республики Беларусь ниже допустимого уровня;
  • резкие колебания курса белорусского рубля.

Кем, а также по каким критериям должно быть определено наличие угрозы экономической безопасности для введения валютных ограничений, новым законом не уточняется. Полагаем, что на практике данное полномочие может быть предоставлено Национальному банку и Совету Министров. При этом сам факт наличия негативных тенденций в экономике страны еще не означает, что валютные ограничения обязательно будут установлены, решение по данному вопросу остаётся на усмотрение регулятора.

Валютные ограничения могут быть введены на срок не более 1 года.

Дополнительную информацию читайте в нашей статье "Валютные ограничения и запреты до и после 9 июля 2021 года: разбор юриста".

(8)    Изменения в порядке валютно-обменных операций

Точечные изменения с 9 июля произошли и в порядке проведения валютно-обменных операций:

  • Введена возможность компаний, ИП и физических лиц самостоятельно (не через банки) совершать валютно-обменные операции на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи, с учетом требований в т.ч. локальных правовых актов БВФБ. Ожидается, что подробный механизм совершения биржей валютно-обменных операций с физическими и юридическими лицами без участия банков будет установлен Национальным банком.
  • Отменена необходимость получения компаниями и ИП разрешения национального банка на покупку иностранной валюты на внешнем валютном рынке (в том числе в иностранных банках). Такое ограничение существовало до 9 июля и было актуально, например, для бизнеса, привлекающего кредитные средства иностранного банка. На привлечение кредитных средств компаниям и ИП требовалось разрешение Национального банка, и  вместе с таким разрешением Национальный банк выдавал разрешение на валютно-обменные операции (как правило, на определенную сумму).
  • Уточнены права потребителей – физических лиц при совершении ими валютно-обменных операций. Так, в случае если в момент проведения физическим лицом валютно-обменной операции в кассе банка курс валюты, отраженный на стенде или специальном электронном табло, меняется, но физическое лицо уже передало кассиру средства для обмена, кассир обязан провести операцию по тому курсу, который был установлен в момент передачи ему средств. Если данная обязанность была нарушена, физическое лицо вправе потребовать отмены проведенной операции и проведения новой операции по корректному курсу в соответствии с законодательством.

(9)    Что меняется для резидентов ПВТ

Почти все новые валютные правила распространяется и на резидентов ПВТ. 

Положение о Парке высоких технологий (утверждённое Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12, далее Положение о ПВТ) устанавливает некоторые специальные нормы законодательства, отличные от общих правил законодательства, которые применяются к субъектам хозяйствования, не являющимся резидентами ПВТ. В случае отсутствия специальных правил к резидентам ПВТ применяются общие правила законодательства.

Говоря о валютных правилах, Положение о ПВТ не содержит общей нормы о том, что любые положения валютного законодательства не распространяются на резидентов ПВТ.

При этом Положение о ПВТ содержит некоторые специальные правила валютного законодательства, которые применяются к деятельности резидентов ПВТ, в частности:

  • Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная резидентами Парка высоких технологий.
  • Резиденты ПВТ вправе без разрешения Национального банка Республики Беларусь открывать счета в иностранной валюте и белорусских рублях в банках и иных кредитно-финансовых организациях, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также зачислять на них денежные средства и проводить расчеты с использованием данных счетов с направлением не позднее 30 рабочих дней в налоговый орган по месту постановки на учет и администрацию ПВТ сведений об открытии таких счетов.
  • Резиденты ПВТ вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке без ограничений целей ее использования.
  • Резиденты ПВТ вправе проводить в уведомительном порядке связанные с движением капитала валютные операции, осуществляемые в соответствии с законодательством на основании разрешения Национального банка.

Таким образом, все изменения, указанные выше для компаний и ИП в настоящем материале, кроме исключений, предусмотренных Положением о ПВТ, распространяются и на резидентов ПВТ. В том числе, на резидентов ПВТ распространяется правило о репатриации валютной выручки и необходимости регистрировать валютные договоры.