Обзор основных изменений законодательства о торговле с 8 июля 2021 года

8 июля 2021 года вступил в силу в новой редакции Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Рассмотрим основные изменения:

Как было? Как стало? Что это значит?
1. Торговля в интернете
  Субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Исключены следующие требования к осуществлению торговли в интернете:

1. Наличие у субъекта торговли права на администрирование доменного имени интернет-магазина, полученное в надлежащем порядке. Такой порядок установлен только для сайтов с доменным именем .бел / .by.
2. Наличие гиперссылки на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин при размещении таким субъектом торговли информации о продаже товаров в иных информационных ресурсах сети интернет (например, в социальных сетях).

За собственниками (владельцами) информационных ресурсов, которые оказывают субъектам торговли услуги, связанные с розничной торговлей через интернет (например, владельцы маркетплейсов), сохранена только одна обязанность: принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства в области защиты прав потребителей. 

Сняты некоторые барьеры, которые усложняли осуществление торговли в интернете: субъекту торговли не нужно быть владельцем доменного имени интернет-магазина. При этом сервер, на котором размещается сайт интернет-магазина, должен всё равно находится в Беларуси, т.е. зарегистрировать страницу в социальных сетях в качестве интернет магазина по-прежнему недопустимо.
2. Формирование Торгового реестра
 

Сведения в Торговый реестр вносятся (меняются, исключаются) на основании заявлений субъектов торговли. 

Стационарный торговый объект, стационарный объект общественного питания, торговый центр, рынок, нестационарный торговый объект, нестационарный объект общественного питания считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр.

Осуществлять торговлю в интернете можно только после регистрации интернет—магазина в Торговом реестре. 

Сведения в Торговый реестр вносятся (меняются, исключаются) на основании информации, содержащейся в уведомлениях.

Уведомления для включения сведений в Торговый реестр представляются субъектом торговли, субъектом общественного питания, администрацией торгового центра, администрацией рынка не позднее 5 календарных дней с даты начала осуществления:
1. торговли – в торговом объекте;
2. общественного питания – в объекте общественного питания;
3. работы торгового центра / рынка / интернет-магазина;
4. осуществления торговли без использования торгового объекта.

Вводится уведомительный принцип в отношении начала осуществления деятельности субъектами торговли и общественного питания, т.е. начинать осуществление деятельности можно до внесения сведений в Торговый реестр.

Внесение сведений в Торговый реестр является административной процедурой, сроки проведения которой не изменились и составляют 5 рабочих дней. 

3. Классификация форм, способов торговли, торговых объектов
  Форма торговли устанавливается субъектами торговли самостоятельно согласно установленной МАРТ классификации.

С 08.07.2021 будет действовать новая классификация форм торговли, утвержденная Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 09.03.2021 № 14 «О классификации форм торговли».

Например, форма «торговля без (вне) торговых объектов» – исключена, «торговля по образцам» заменена на «дистанционную торговлю» (торговля в интернете), а «разносная торговля без использования специальных приспособлений» заменена на «торговлю через распространителей».

С 08.07.2021 также изменится классификация торговых объектов по видам и типам. Такая классификация будет осуществляться согласно Постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.04.2021 № 23 «О классификации торговых объектов по видам и типам».

Дополнительно закреплено право субъектов торговли определять способ торговли, и установлено, что под ним понимается:
1. торговля с использованием торгового объекта;
2. торговля без использования торгового объекта.

Сведения об осуществляемой форме торговли, типе и виде торгового объекта необходимо указывать при направлении уведомления о внесении сведений в Торговый реестр, соответственно, при заполнении уведомления следует принимать во внимание актуализированные классификаторы. 
4. Режим работы    
  Субъекты торговли, субъекты общественного питания, администрации торговых центров, администрации рынков устанавливают режим работы соответствующих торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров, рынков по согласованию с городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в городе Минске по месту нахождения торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка

Субъекты торговли, общественного питания, администрации торговых центров и рынков вправе самостоятельно определять режим работы. 

Исключение: если такие объекты работают после 23:00 и до 07:00, режим работы подлежит согласованию с городским, районным исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе Минске по месту нахождения таких объектов. 

Новый порядок согласования режима работы после 23:00 и до 07:00 установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2021 № 319 «О согласовании режима работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров и рынков после 23.00 и до 7.00». 

В частности, установлено право местного исполнительного и распорядительного органа отказать в согласовании режима работы объекта, в случае поступления от территориального органа внутренних дел заключения о несоответствии объекта критериям общественной безопасности (отсутствие на объекте средств системы видеонаблюдения и т.д.).

Указанные положения не являются новыми. Необходимость согласовать режим работы только после 23:00 и до 07:00 закреплена Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
5. Ассортиментные перечни товаров
  Ассортиментный перечень товаров разрабатывается и утверждается субъектом торговли.

Субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю, по-прежнему будут обязаны разрабатывать и утверждать ассортиментные перечни товаров. 

При этом новая редакция Закона о торговле прямо предусматривает обязанность субъектов торговли по обеспечению наличия в продаже в торговом объекте товаров, включенных в ассортиментный перечень товаров, за исключением ситуаций, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиков товаров условий договора поставки.

Для субъектов общественного питания исключена обязанность разрабатывать и утверждать ассортиментный перечень продукции общественного питания.

Кроме этого, с 08.07.2021 ассортиментные перечни товаров, утвержденные Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19.11.2020 N 74 «О перечнях товаров», изменены (скорректированы, изложены в новой редакции) в соответствии Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15.06.2021 № 46 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 ноября 2020 г. № 74».

Данные изменения не являются значительными и в основном направлены на защиту права потребителей.
В связи с изменениями Закона о торговле и подзаконных актов рекомендуем субъектам торговли привести в соответствие законодательству действующие у них ассортиментные перечни товаров, т.е. внести изменения или утвердить новые ассортиментные перечни с учетом указанных изменений.
 
6. Создание стационарных торговых объектов (объектов общественного питания), торговых центров
  Создание стационарных торговых объектов с торговой площадью 400 и более квадратных метров, в том числе магазинов современного формата, стационарных объектов общественного питания с числом мест 60 и более, а также создание торговых центров осуществляется в соответствии со схемами размещения стационарных торговых объектов, стационарных объектов общественного питания, торговых центров, рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами. Требование отменено. Исключение данного требования не является новшеством, а направлено на приведение Закона о торговле в соответствие с положениями Декрета № 7.
7.  Создание рынка
  Рынок создается на основании разрешения, выданного юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю городским, районным исполнительным комитетом, местной администрацией района в городе Минске по месту нахождения рынка. 

Требование отменено.

Процедура получения разрешения на создание рынка отменена, что свидетельствует о либерализации законодательства и упрощении процедуры регистрации рынков.
8.  Договоры поставки
 

Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъект общественного питания, осуществляющий общественное питание посредством организации сети общественного питания, обязаны обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации:

1. об условиях отбора контрагента; 
2. другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет или путем представления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Уточнен порядок предоставления доступа поставщику продовольственных товаров к информации об условиях отбора контрагента и иной информации, необходимой для заключения договоров. 

Такая информация будет предоставляться:
1) на сайтах в сети Интернет – торговыми сетями; крупными магазинами, сетями общественного питания - годовой товарооборот которых составляет 80 тысяч и более БВ;
2) любыми способами – организациями, не указанными выше;
3) на сайтах областных союзов потребительских обществ и (или) сайте Белорусского республиканского союза потребительских обществ в сети Интернет – юрлицами системы потребительской кооперации;
4) на сайтах государственных объединений в сети интернет – юрлицами, входящими в состав государственных объединений. 
Кроме этого, введен запрет навязывать контрагенту условия об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность.

Указанные изменения направлены на защиту конкуренции среди субъектов хозяйствования.
Отсутствие указанной информации на сайте в интернете, в случае необходимости её размещения, является нарушением законодательства о торговле и влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 10 базовых величин (около 112 USD).

Рекомендуем субъектам торговли добавить необходимую информацию на сайт, а также при необходимости внести изменения в договоры поставки с контрагентами.

В основном изменения направлены на упрощение требований к ведению бизнеса в сферах торговли и общественного питания, усиление механизмов саморегулирования субъектов торговли и общественного питания, а также приведение Закона о торговле в соответствие Декрету № 7.