Блокирующие и секторальные санкции Великобритании в отношении Беларуси

В понедельник 09.08.2021 Великобритания расширила блокирующие санкции в отношении Республики Беларусь и ввела секторальные санкции. Помимо Великобритании изменения в санкционной режим внесли США и Канада, о которых мы расскажем позже.

После выхода из Европейского союза, Великобритания ведёт самостоятельную санкционную политику. Вместе с тем, санкции Великобритании и санкционный список в отношении Республики Беларусь во многом схожи с ограничительными мерами и списком Европейского союза, которые мы описывали в предыдущей статье.

Изменения приняты на основании The Republic of Belarus (Sanctions) (EU Exit) (Amendment) Regulations 2021 (Регламент 2021). Указанный Регламент вносит изменения в основной регламент о санкциях Великобритании в отношении Республики Беларусь The Republic of Belarus (Sanctions) (EU Exit) Regulations 2019 (Регламент 2019).

В связи с принятием Регламента 2021 мы подготовили краткий обзор основных положений санкционного режима Великобритании в отношении Республики Беларусь

1. Блокирующие санкции в отношении конкретных лиц (ст. 11 Регламент 2019)
Регламент 2019 устанавливает следующие ограничения для подсанкционных лиц (designated persons):

  • запрет на совершение операций с финансовыми активами и экономическими ресурсами (asset freeze), находящимися в собственности, владении или контроле (owned, held or controlled) подсанкционных лиц
  • запрет передачи финансовых активов и экономических ресурсов (making available) прямо или косвенно подсанкционным лицам или в их пользу

Финансовые активы (funds) и экономические ресурсы (economic resources) имеют достаточно широкое понятие и включают, в том числе:

  • наличные денежные средства
  • депозиты
  • задолженности
  • ценные бумаги аккредитивы
  • дивиденды
  • движимое и недвижимое имущество
  • нематериальные активы

Ограничения также распространяются на крипто-активы (криптовалюта, NFT, DeFi 2 и т.д.).

Полный список подсанкционных лиц составляет 100 физических лиц и 9 компаний.

Санкции распространяются также на юридические лица, которые находятся во владении или под контролем подсанкционного лица. 

Компания считается во владении или под контролем подсанкционного лица, если:

  1. Данное лицо владеет более 50% долей в компании
  2. Или владеет 50% голосов в компании
  3. Или может назначать/прекращать полномочия большинства членов совета директоров компании

Даже при отсутствии перечисленных признаков, компания всё равно считается во владении или под контролем подсанкционного лица, если есть иные признаки полагать, что компания действует в его интересах.

2. Финансовый рынок, займы и страхование (ст. 15 Регламента 2019)

Финансовый рынок. Запрещено прямое или косвенное совершение операций с обращающимися ценными бумагами и инструментами рынка краткосрочных капиталов (transferable security or money-market instrument), оказание инвестиционных услуг, если:

  1. Такие ценные бумаги и инструменты имеют срок погашения более 90 дней
  2. Они выпущены соответствующим лицом (relevant person)
  3. Они выпущены после вступления в силу Регламента 2021

Займы и кредиты. Запрещено прямо или косвенно совершение операций по предоставлению займов или кредитов, а также иных операций, прямо или косвенно предоставляющих заём или кредит, соответствующим лицам (relevant person), если срок погашения превышает 90 дней.

Страхование. Запрещается страховать и перестраховывать Республику Беларусь; государственные органы; организации, собственником которых является Республика Беларусь или государственные органы, а также лиц, действующих в их интересах или по их указанию.

Для целей применения вышеперечисленных ограничений под соответствующим лицом (relevant person) понимаются:

  1. Республика Беларусь
  2. Государственный орган Республики Беларусь (Belarusian authority)
  3. Юридическое лицо, собственником которого является государственный орган или Республика Беларусь (wholly owned by Belarus or a Belarusian authority)
  4. Кредитно-финансовая организация или финансовый институт, где собственник преимущественно Республика Беларусь или государственный орган
  5. Юридическое лицо, находящееся за пределами Великобритании, где преимущественный собственник – кредитно-финансовая организация или финансовый институт упомянутый в п. 4
  6. Лица, действующие от имени или по указанию указанных в п. 4-5 лиц

Под государственным органом (Belarusian authority) понимаются Совет Министров, министерства, органы, подчиненные Совету Министров, Национальный банк Республики Беларусь и ряд иных республиканских и местных органов государственного управления.

В отличие от Европейского союза, Великобритания не указывала конкретные кредитно-финансовые организации, а предусмотрела более широкий критерий «преимущественность» владения.

3. Торговые санкции: товары и технологии двойного назначения; товары табачной индустрии; калий; нефтепродукты (ст. 18-27 Регламента 2019)

По аналогии с Европейским союзом, Великобритания ввела секторальные санкции в отношении отдельных категорий товаров.

Товары двойного назначения (dual-use goods and technology). Запрет на экспорт в Республику Беларусь товаров военного назначения существовал и до Регламента 2021. Наибольшие изменения предусмотрены в отношении товаров двойного назначения. Регламент 2021 запрещает экспорт товаров двойного назначения для военного использования в Республику Беларусь. 

Также запрещаются действия по предоставлению, поставке, перевозке, трансферу, технической и финансовой поддержке товаров двойного назначения для военного использования лицу, связанному с Республикой Беларусь, или в Республику Беларусь. 

Кроме того, предусмотрен запрет на экспорт товаров (услуг) и технологий, предназначенных для перехвата и мониторинга коммуникаций (interception and monitoring goods and technology, services). Также запрещаются действия, связанные с экспортом таких товаров: трансфер, перевозка, финансовая, техническая и иная поддержка.

Товары табачной индустрии (tobacco industry goods). Регламент 2021 вводит запрет на экспорт, поставку и предоставление товаров в Республику Беларусь и для использования в Республике Беларусь товаров по 4 товарным позициям: фильтры, сигаретная бумага, ароматизаторы для табака, машины для жилкования или резки табачного листа (приложение 2B к Регламенту 2021).

Калий (potash). Регламент 2021 вводит запрет на импорт калия из Республики Беларусь или белорусского происхождения. Также запрещается участие в поставке, перевозке калия белорусского происхождения или из Республики Беларусь в третьи страны или между третьими странами. Запрещается в целом приобретение калия, как белорусского происхождения, так и находящегося на территории Республики Беларусь.

Под ограничения попали товары по 6 товарным позициям, перечисленным в приложении 2B к Регламенту 2021 (коды ТН ВЭД 31042010, 31042090; 31052010; 31052090; 31056000; а также 31059020 или 31059080 в отношении удобрения, содержащего хлорид калия).

Нефтепродукты (petroleum products). Ограничения, аналогичные для калия, установлены Регламентом 2021 в отношении нефтепродуктов. Дополнительно к ним, запрещается техническая поддержка импорта, приобретения нефтепродуктов белорусского происхождения или находящихся в Республике Беларусь, а также финансовые услуги, финансирование, брокерские услуги импорта, приобретения, поставки и перевозки нефтепродуктов.

Под ограничения попали товары, перечисленные в приложении 2B к Регламенту 2021, по 5 товарным позициям (коды ТН ВЭД 2710, 2711, 2712, 2713, 2715). Обращаем внимание, что список не касается позиций 2709 (сырая нефть) и 2714 (битум и асфальт).

Авиаотрасль. Регламент 2021 устанавливает также ряд ограничений в отношении белорусских авиакомпаний и отдельных самолетов (ст. 29 Регламента 2019).

4. Сфера применения и ответственность

Санкции Великобритании, по аналогии с санкционными режимом Европейского союза, обязательны для всех к исполнению на территории Великобритании, включая территориальные воды, для всех лиц.

Санкции вне зависимости от места нахождения обязаны исполнять:

  • Граждане Великобритании (British citizen)
  • Граждане Британских заморских территорий (Бермуды, Британские Виргинские острова, Гибралтар и т.д.)
  • Подданные Великобритании (British subject)
  • Компании, зарегистрированные или созданные в Великобритании

Законодательство Великобритании предусматривает уголовную ответственность за нарушение санкционного режима в виде лишения свободы (в определенных случаях до 10 лет) и (или) наложение штрафа.