Санкции США в отношении Республики Беларусь: в чём отличие от санкций Европейского союза

В понедельник, 09.08.2021 Президент США в рамках санкционной программы в отношении Республики Беларусь издал новый Указ (Executive order on Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Belarus).

Кроме того, в санкционный список внесено 23 физических лица, включая бизнесменов и государственных чиновников, а также 21 юридическое лицо, в том числе Белнефтегаз, Беларуськалий, Dana Holdings, Абсолютбанк. В тот же день Департамент по контролю за иностранными активами казначейства США (OFAC) опубликовал генеральную лицензию No. 4, а также дополнительные разъяснения по порядку исполнения и толкования санкций.

Санкции США существенно отличаются от санкций Великобритании и ограничительных мер Европейского союза, о которых мы писали ранее. 

В связи с этим, мы подготовили краткий обзор основных изменений в санкционном режиме США в отношении Республики Беларусь.

Кратко о санкциях США в отношении Республики Беларусь

Базовыми актами для введения санкций США в отношении Беларуси являются:

  • International Emergency Economic Powers Act (IEEPA), 50 U.S.C. §§ 1701-1706
  • National Emergencies Act (NEA), 50 U.S.C.§§ 1601-1651.

Санкционное регулирование США в отношении Беларуси сгруппировано в части 548 Свода федеральных нормативных актов (Belarus Sanctions Regulations).

Экономические санкции США в отношении Беларуси действуют с 2006 года на основании:

Основными органами, участвующими в разработке, введении и контроле исполнения санкций являются Президент США, OFAC и Бюро промышленности и безопасности (BIS). Ключевым органом по формированию санкционных списков является OFAC.

В настоящее время санкции США носят преимущественно блокирующий характер, то есть применяются к конкретным лицам, а также компаниям им подконтрольным. В отличие от Великобритании и Европейского союза, которые ввели секторальные санкции в отношении Беларуси, санкции США не предусматривают секторального характера. Вместе с тем, исходя из нового Указа, принадлежность компании к определенному сектору экономики, является критерием для введения блокирующих санкций.

Блокирующие санкции

Блокирующие санкции (blocking sanctions) в отношении подсанкционных лиц (designated persons) предусматривают следующие ограничения:

  • блокирование активов, находящихся на территории США, а также во владении или под контролем резидента США (US person);
  • запрет резидентам США (US person) на трансфер, оплату, экспорт, зачет, иные действия в отношении активов таких лиц.

Санкции США обязаны исполнять US persons: граждане США; лица, обладающих правом на постоянное проживание в США; юридические лица, созданные по праву США, включая иностранные филиалы; любое лицо, находящееся на территории США. 

Подсанкционные лица (designated persons) определяются по решению Казначейства, а сам санкционный список (specially designated nationals list – SDN List) ведется OFAC. Кроме SDN List существует также понятие Non-SDN List, в который включаются компании, в отношении которых применяются только отдельные ограничения санкционной программы. В отношении Республики Беларусь такой механизм не применяется, однако 3 белорусских банка попали в Non-SDN список в рамках российских санкций. 

Актуальное состояние санкционных списков можно проверить на официальном сайте OFAC или в специальном ресурсе Sanctions Search.

Санкции США носят «зонтичный» характер, то есть распространяются на подконтрольные подсанкционному лицу компании, даже, если они прямо не предусмотрены в санкционном списке. Однако механизм определения контроля существенно отличается от британского и европейского подхода. 

Ключевой критерий контроля – владение подсанкционным лицом прямо или косвенно 50% и более долей (акций) в компании. К таким подконтрольным компаниям применяются те же ограничения, что для самого подсанкционного лица. 

Примеры:

  • подсанкционное лицо владеет 60% в российской компании – на такую компанию распространяются санкции США;
  • подсанкционное лицо владеет 50% в кипрской компании А, которая владеет 50% в украинской компании Б – на обе компании распространяются санкции США;
  • подсанкционное лицо владеет 50% в белорусской компании А, которая владеет 25% в украинской компании Б – санкции США распространяются только на компанию А.

Основные отличия с британским и европейским подходом стоят в том, что:

  • достаточно владения ровно 50% акций/долей в компании (для ЕС/Великобритании – более 50%);
  • отсутствуют иные критерии для оценки контроля, если подсанкционное лицо владеет меньше 50% акций/долей в компании.

Формально, на компанию, в которой подсанкционное лицо владеет 49% акций, санкции США не распространяются, но не всё так просто. Как отмечает OFAC, такая компания может быть:

  • кандидатом на включение санкционный список;
  • такая компания может действовать в интересах подсанкционного лица, как посредник, в таком случае операция остается запрещенной.

В случае нарушения санкций США предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа на сумму до 1 000 000 долларов США и (или) лишение свободы на срок до 20 лет. Такие размеры ответственности часто мотивируют иностранные компании, не только американские, заниматься оверкомплаенсом (overcompliance), то есть отказываться от участия в сделках, даже при отсутствии санкционных рисков, вплоть до полного отказа работать в регионе.

Первичные и вторичные санкции США

Первичные санкции (primary) носят достаточно классический характер и требуют соблюдения только резидентами США (US persons). Именно такие санкции действуют в отношении Беларуси.

Вторичные  (secondary) санкции США

Вторичные санкции носят экстерриториальный характер. Суть вторичных санкций состоит в том, что Президент США вводит санкции в отношении резидентов третьих стран (не США и не подсанкционной страны), которые активно сотрудничают с подсанкционными лицами. Наиболее известный пример, ст. 226 Акта о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), которая предусматривает изменения в украинскую программу санкций против России, и устанавливает обязанность Президента США вводить санкции против иностранных финансовых институтов, которые, совершают существенные операции в интересах подсанкционных лиц.

На момент публикации материала в отношении Беларуси вторичные санкции не применяются. 

Дополнительные основания для введения санкций США

Основная задача Указа состоит в расширении категории лиц, к которым могут быть применены санкционные ограничения.

В том числе, Указ предусматривает, что санкции могут быть введены в отношении лиц, осуществляющих деятельность в следующих секторах:

  • оборонный сектор или схожий с ним сектор, сектор безопасности;
  • энергетический сектор;
  • сектор калийных удобрений;
  • сектор табачной продукции;
  • сектор строительства;
  • транспортный сектор;
  • иные сектора экономики Республики Беларусь, определенные уполномоченными органами США.

Указ не вводит секторальные санкции в отношении Республики Беларусь, в отличие от недавних санкций Великобритании и ЕС. Перечисление секторов экономики означает исключительно то, что компании этих секторов могут попасть под блокирующие санкции. Аналогичный механизм применяется в отношении России. 

Соответственно, санкции не распространяются автоматически на всех лиц, осуществляющих деятельность в указанных секторах экономики, однако осуществление деятельности в указанных секторах, влечет повышенный риск попасть под следующее расширение санкций.

Лицензия от 09.08.2021 № 4

В связи с включением в санкционный список ОАО «Беларуськалий» OFAC выдал генеральную лицензию на право завершения резидентами США текущих операций с указанной компаний и подконтрольными ей компаниями до 08.12.2021 

По общему правилу ограничения для подсанкционных лиц и подконтрольных им компаний вступают немедленно, и любые операции с ними требуют получения лицензии OFAC. В определенных случаях, OFAC может выдать генеральную лицензию, то есть распространяющуюся на всех лиц, для завершения текущих операций.

Аналогичная лицензия от 19.04.2021 №2H выдавалась для завершения операций до 03.06.2021 с отдельными белорусскими компаниями в области нефтепереработки и химической отрасли.